Четверг, 28.03.2024, 21:54
studentu - знания
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2008 » Апрель » 7 » дипломная По возрзростной психологии.
22:29
дипломная По возрзростной психологии.
Тема: Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
План:
1.Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3-х лет:
а) овладение прямохождением;
б) развитие речи у ребенка раннего возраста;
в) предметная и другие виды деятельности.
2.Особенности развития психических познавательных процессов.
3.Формирование личности ребенка от 1 года до 3-х лет. Кризис 3-х лет.

1.Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3-х лет.
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Cоциальная ситуация развития ребенка раннего дет¬ства: ребенок становится более самостоятельным в позна¬нии окружающей действительности и начинает исполь¬зовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывно¬го единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребе¬нок — предмет —взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
а) Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.
Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на 2-х ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности, конструкторской и творческой работы.
б) В данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми через речь. Ребенок открывает для себя тот факт, что все в мире людей имеет свое название. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.
Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. Если ребенок по каким-либо причинам лишен в эти годы необходимых условиях для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным. Поэтому на 2-3 годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.
в) На психическое развитие ребенка в значительной мере развитие предметных действий, предметной деятельности.
Манипулятивная деятельность, свойственная ребенку младенческого возраста, в раннем детстве начинает сменяться предметной, которая является в раннем возрасте ведущим видом деятельности. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 1,5 -2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это-игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Со 2 года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых (куклу укладывают спать, кормят, готовят пищу и т.д.).
В этом возрасте детские игры предметного плана могут быть 3 типов:
- игра-исследование,
- игра-конструирование,
-ролевая игра.
В этом возрасте наблюдается игра рядом, т.е. взаимодействие детей друг с другом в игре (если дети до года относятся друг к другу как к живой игрушке, что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза, начиная с этого времени дети стремятся больше играть друг с другом, играть по определенному сюжету, выполнять определенные социальные роли).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2.Особенности развития психических познавательных процессов.
Речь
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитив¬ных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
-совершенствуется понимание речи взрослых;
-формируется собственная активная речь.
В раннем возрасте собственно активная речь ребенка, которая становится сред¬ством общения со взрослыми и сверстниками, называется автономной, т.е. это речь понятная ребенку самому или близкому его окружению.
Причины возникновения автономной речи:
- слабость фонематического слуха, артикуляционного аппарата (пакуста, лябочко, пакутер, кошоладка, таколь, битулька, бебенок, колябик, муказя, бакася, фальбабом и т.д.);
-слова мам, нянь, бабушек… (ням-ням, гав-гав, ах, тпруа, тпютпюка, гых, бубука и т.д.);
-придумывание слов самими детьми (Дюка – Андрей, Озя – мишка, лелеленть - телефон).
Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
К 1 году словарь ребенка – 10-20 слов;
к 1г. 5 м. – 1 г. 8 м. – 100 слов;
к 2 годам – 300 слов;
к 3 годам – 1000-1500 слов.
К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в 2 года он говорит 2-3-х словными предложениями –это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай воду», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»); к 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становится полноценным средством общения.
Разви¬тие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
Развивается не только коммуникативная, но и обобща¬ющая функция речи.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребе¬нок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его тре¬бования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из кон¬текста ситуации, в которую включены собеседники, описа¬тельная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том чис¬ле социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая актив¬ность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Восприятие
Раннее детство интересно тем, что среди всех психичес¬ких функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных пси¬хических процессов.
По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразо¬ваниям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприя¬тие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соеди¬нять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Развивается зрительное и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух (как правило, к концу 2 года дети уже воспринимают все звуки родного языка). На 3 году жизни ребенок может различать такие простые формы как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра.
Все высшие психические функции этого возраста разви¬ваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Мышление
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внут¬ренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функ¬ция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заме¬щения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предме¬тами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).
Подражая взрослым ребенок научается правильно строить суждения и делать умозаключения (например, взрослый подсказывает ребенку способ решения той или иной ситуации не только действием, но и словом).
Память
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
Доминирует непроизвольная память.
Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
В раннем возрасте развивается долговременная память, способность сохранять образ предмета в памяти на определенное время.
Воображение
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.
Складываются его предпосылки, представление и отсро¬ченное подражание.
Воображение появляется в игре, когда возникает вооб¬ражаемая ситуация и игровое переименование предметов.
Воображение функционирует только с опорой на реаль¬ные предметы и внешние действия с ними.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
Внимание
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.
Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, не¬устойчиво, наблюдаются трудности в распре¬делении внимании, невелик его объем.
Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Расширяется круг предметов, их признаков, а также дей¬ствий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

3.Формирование личности ребенка от 1 года до 3-х лет
Эмоционально-волевая сфера.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности- вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Начинают складываться такие важные качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность (например, овладевая ходьбой, 1,5 годовалые дети специально ищут , искусственно создают себе препятствия, они пытаются взобраться на горку, когда вполне можно ее обойти, идут туда, где путь закрыт)- все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него складываются эти черты характера.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.
Самосознание
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отде¬лением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.
Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя- сначала по имени, в третьем лице: «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не своего «я» , но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Развивается подлинная самостоятельность, о чем гово¬рит проявление целеустремленности.
Возникает гордость за собственные достижения — лич¬ностное новообразование раннего детства.
В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуатив¬но-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть по¬хожим на них во всем.
В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требовани¬ям взрослых.
Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.
Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудни¬чества, если он демонстрирует свое превосходство, то воз¬никает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
Кризис трех лет
Кризис трех лет — граница между ранним и дошколь¬ным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой систе¬мы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пы¬тается установить с ними новые, более глубокие отноше¬ния.
Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоя¬тельности и активности требуют от близких взрослых своев¬ременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоя¬тельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношени¬ях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).
Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характе¬ристик кризиса трех лет:
первая из них — негативизм. Ре¬бенок дает негативную реакцию не на само действие, кото¬рое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избира¬телен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послу¬шен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. пря¬мо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.
Конечно, негативизм — кризисное явление, которое дол¬жно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из дру¬гих, более сложных и стабильных мотивов, является важ¬ным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не по¬тому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязы¬вания образа жизни, правил, порядков.
Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са¬мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипер¬трофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ре¬бенка и вызывает дополнительные конфликты со взрос¬лыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте-бунте, проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
В семье с единственным ребенком может появиться деспо¬тизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружаю¬щими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает рев¬ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источ¬ник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре¬ния юного деспота.
Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, инте¬ресно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предло¬женную не вовремя (обесцениваются старые привязанно¬сти к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потреб¬ности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И.Божович).

Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваива¬ет способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. К трем годам появляются лич¬ные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам» — центральное новообразование это¬го периода. Возникает эмоциональная завышенная само¬оценка. В три года поведение ребенка начинает мотивиро¬ваться не только содержанием ситуации, в которую он по¬гружен, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.
Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрос¬лого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребен¬ка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование. агрессии к другому...
Культурно-найденной и закрепленной формой преодоле¬ния кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошколь¬ному является сюжетно-ролевая игра...
Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство пол¬ноты их события. В этой форме ребенок сразу же оказы¬вается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (по¬знает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладе¬вал физическими действиями). Здесь же впервые зарож¬дается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в ко¬торой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения.

Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста.
План:
1.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
2.Основные виды деятельности дошкольника.
3.Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
4.Особенности личности дошкольника. Кризис 6-7 лет.
5.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

1.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Возрастными границами дошкольного возраста является период от 3 до 6-7 лет.
Условно, в связи с совершенствованием игр, труда и учения дошкольное детство делят на 3 периода:
-младший дошкольный возраст (3-4 года);
-средний дошкольный возраст (4-5 лет);
-старший дошкольный возраст (5-6,7 лет).
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих от¬ношений, разных видов деятельности и общественных функций.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей.
Изменяется место ребенка в системе отношений, центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т.д.), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художествен¬ных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осозна¬вать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к те¬лесной конструкции человека.

2.Основные виды деятельности дошкольника.
В дошкольном возрасте получают свое развитие игровая и продуктивные виды деятельности.
Ведущим видом деятельности становится игровая деятельность Ребенок испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, ко¬нечно, ему еще недоступно, он стремится к самостоятель¬ности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре есть свои:
-тема,
-сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – военные, производственные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
-Роль (главная, второстепенная),
-игрушки, игровой материал,
-игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).
Если посмотреть, как идет развитие игры в дошкольном возрасте:
- в младшем дошкольном возрасте, дети играют в одиночку, или в паре друг с другом, при этом воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни, например, дочки-матери, имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду, катают машинки и.т.д. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Исполнителями ролей в играх могут быть не только дети, взрослые, но и заменяющие их игрушки, например, куклы. Например, дети играют в магазин, берут на себя роли продавцов, покупателей и кассира. Исполняя роль покупателя, ребенок знает, что имеет право рассмотреть, что хочет, купить, сделать замечания по поводу обслуживания, заплатить за свою покупку.
В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия. В этом возрасте появляются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным становится успех и выигрыш, складывается мотивация достижения успеха.
Для средних дошкольников главное -отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий , а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнение этих правил ими жестко контролируется. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью (например, «Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»). В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В этих играх дети усваивают элементарные трудовые навыки.
Роль игры в развитии психики ребенка:
1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что хорошо, а что плохо).
3. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, аппликации, постройки…).
На первых порах ребенка привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности – накладывание кубиков, рисование каких-то каракулей и т.д. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью, в ходе овладения внешними, практическими и внутренними психическими видами действий.
Например, развитие изобразительной деятельности дошкольника: вначале рисование представляет из себя какие-то каракули, пример – изображение человека, затем по мере овладения техническими навыками, действиями с карандашом и овладения основными формами и цветом, при обучении выделять характерные черты, обследовать предмет достигается вполне реалистическое изображение. Вначале это предметное рисование, затем это сюжетное.
В результате ребенок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности, и каждый из видов деятельности специфически развивает его интеллектуально и морально.

3.Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
Восприятие.
Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим (у ребенка складывается способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять части в единое целое). В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо¬яния различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле¬дующее:
• восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
• зрительное восприятие становится одним из ведущих;
• воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);
• совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Память.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы¬вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывают эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольника тесно связано с постановкой перед ним специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Постепенно с возрастом увеличивается время запоминания в долговременной памяти. В этом возрасте доминирует зрительная, слуховая память, эйдетическая виды памяти.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Мышление.
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Начальный этап развития мышления – реальное действие с предметом. От такого действия ребенок переходит к внутренним действиям с образами этого предмета, и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены понятиями. Основным видом мыш¬ления тем не менее является наглядно-образное, что соот¬ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос¬лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как са¬мостоятельность, гибкость и пытливость.
Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы — показатели развития любознательности.
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен¬ка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой¬ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру¬гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави¬симости от этого строить свое собственное поведение.

Речь.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Как считают психологи, к 7 годам язык для ребен¬ка становится действительно родным.
К семи годам язык становится средством общения и мыш¬ления ребенка (развивается внутренняя речь, являющаяся носителем понятий) ,а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Идет развитие всех функций речи: коммуникативной, планирующей и экспрессивной.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь¬ники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный запас ребенка. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других –меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1500 слов, в 6 лет – 2500-3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи¬ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы), появляются развернутые формы диалогической речи, развивается монологическая, контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. Особый интерес вызывает развитие и формирование в конце дошкольного возраста наиболее сложного вида речи – письменной.
Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский

Просмотров: 1774 | Добавил: demon_666 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 2
2 Марина  
0
спасибо

1 Марина  
0
[jhjifz hf,jnf

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024