Тема: Психологическая характеристика ребенка раннего возраста. План: 1.Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3-х лет: а) овладение прямохождением; б) развитие речи у ребенка раннего возраста; в) предметная и другие виды деятельности. 2.Особенности развития психических познавательных процессов. 3.Формирование личности ребенка от 1 года до 3-х лет. Кризис 3-х лет. 1.Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3-х лет. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Cоциальная ситуация развития ребенка раннего дет¬ства: ребенок становится более самостоятельным в позна¬нии окружающей действительности и начинает исполь¬зовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывно¬го единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребе¬нок — предмет —взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. а) Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на 2-х ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности, конструкторской и творческой работы. б) В данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми через речь. Ребенок открывает для себя тот факт, что все в мире людей имеет свое название. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. Если ребенок по каким-либо причинам лишен в эти годы необходимых условиях для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным. Поэтому на 2-3 годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка. в) На психическое развитие ребенка в значительной мере развитие предметных действий, предметной деятельности. Манипулятивная деятельность, свойственная ребенку младенческого возраста, в раннем детстве начинает сменяться предметной, которая является в раннем возрасте ведущим видом деятельности. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития: 1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов; 2 этап: 1,5 -2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом; 3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это-игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Со 2 года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых (куклу укладывают спать, кормят, готовят пищу и т.д.). В этом возрасте детские игры предметного плана могут быть 3 типов: - игра-исследование, - игра-конструирование, -ролевая игра. В этом возрасте наблюдается игра рядом, т.е. взаимодействие детей друг с другом в игре (если дети до года относятся друг к другу как к живой игрушке, что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза, начиная с этого времени дети стремятся больше играть друг с другом, играть по определенному сюжету, выполнять определенные социальные роли). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства). 2.Особенности развития психических познавательных процессов. Речь В раннем детстве речь ребенка развивается от примитив¬ных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям: -совершенствуется понимание речи взрослых; -формируется собственная активная речь. В раннем возрасте собственно активная речь ребенка, которая становится сред¬ством общения со взрослыми и сверстниками, называется автономной, т.е. это речь понятная ребенку самому или близкому его окружению. Причины возникновения автономной речи: - слабость фонематического слуха, артикуляционного аппарата (пакуста, лябочко, пакутер, кошоладка, таколь, битулька, бебенок, колябик, муказя, бакася, фальбабом и т.д.); -слова мам, нянь, бабушек… (ням-ням, гав-гав, ах, тпруа, тпютпюка, гых, бубука и т.д.); -придумывание слов самими детьми (Дюка – Андрей, Озя – мишка, лелеленть - телефон). Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. К 1 году словарь ребенка – 10-20 слов; к 1г. 5 м. – 1 г. 8 м. – 100 слов; к 2 годам – 300 слов; к 3 годам – 1000-1500 слов. К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в 2 года он говорит 2-3-х словными предложениями –это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай воду», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»); к 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становится полноценным средством общения. Разви¬тие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развивается не только коммуникативная, но и обобща¬ющая функция речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребе¬нок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его тре¬бования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из кон¬текста ситуации, в которую включены собеседники, описа¬тельная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том чис¬ле социальный. Особенно на третьем году жизни возрастает речевая актив¬ность ребенка. Речь становится основным средством общения. Восприятие Раннее детство интересно тем, что среди всех психичес¬ких функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных пси¬хических процессов. По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразо¬ваниям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприя¬тие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соеди¬нять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух (как правило, к концу 2 года дети уже воспринимают все звуки родного языка). На 3 году жизни ребенок может различать такие простые формы как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра. Все высшие психические функции этого возраста разви¬ваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Мышление Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внут¬ренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функ¬ция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заме¬щения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предме¬тами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними). Подражая взрослым ребенок научается правильно строить суждения и делать умозаключения (например, взрослый подсказывает ребенку способ решения той или иной ситуации не только действием, но и словом). Память Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. В раннем возрасте развивается долговременная память, способность сохранять образ предмета в памяти на определенное время. Воображение Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсро¬ченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает вооб¬ражаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реаль¬ные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы. Внимание В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, не¬устойчиво, наблюдаются трудности в распре¬делении внимании, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также дей¬ствий с ним, на которых сосредоточивается ребенок. 3.Формирование личности ребенка от 1 года до 3-х лет Эмоционально-волевая сфера. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности- вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Начинают складываться такие важные качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность (например, овладевая ходьбой, 1,5 годовалые дети специально ищут , искусственно создают себе препятствия, они пытаются взобраться на горку, когда вполне можно ее обойти, идут туда, где путь закрыт)- все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него складываются эти черты характера. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Самосознание Развитие самосознания в раннем детстве связано с отде¬лением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя- сначала по имени, в третьем лице: «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не своего «я» , но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Развивается подлинная самостоятельность, о чем гово¬рит проявление целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — лич¬ностное новообразование раннего детства. В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуатив¬но-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть по¬хожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требовани¬ям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудни¬чества, если он демонстрирует свое превосходство, то воз¬никает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет. Кризис трех лет Кризис трех лет — граница между ранним и дошколь¬ным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой систе¬мы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пы¬тается установить с ними новые, более глубокие отноше¬ния. Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоя¬тельности и активности требуют от близких взрослых своев¬ременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоя¬тельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношени¬ях со взрослыми (и никогда — со сверстниками). Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характе¬ристик кризиса трех лет: первая из них — негативизм. Ре¬бенок дает негативную реакцию не на само действие, кото¬рое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избира¬телен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послу¬шен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. пря¬мо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации. Конечно, негативизм — кризисное явление, которое дол¬жно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из дру¬гих, более сложных и стабильных мотивов, является важ¬ным завоеванием в его развитии. Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не по¬тому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязы¬вания образа жизни, правил, порядков. Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са¬мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипер¬трофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ре¬бенка и вызывает дополнительные конфликты со взрос¬лыми. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте-бунте, проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». В семье с единственным ребенком может появиться деспо¬тизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружаю¬щими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает рев¬ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источ¬ник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре¬ния юного деспота. Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, инте¬ресно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предло¬женную не вовремя (обесцениваются старые привязанно¬сти к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потреб¬ности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И.Божович). Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваива¬ет способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. К трем годам появляются лич¬ные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам» — центральное новообразование это¬го периода. Возникает эмоциональная завышенная само¬оценка. В три года поведение ребенка начинает мотивиро¬ваться не только содержанием ситуации, в которую он по¬гружен, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка. Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрос¬лого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребен¬ка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование. агрессии к другому... Культурно-найденной и закрепленной формой преодоле¬ния кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошколь¬ному является сюжетно-ролевая игра... Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство пол¬ноты их события. В этой форме ребенок сразу же оказы¬вается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (по¬знает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладе¬вал физическими действиями). Здесь же впервые зарож¬дается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в ко¬торой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения. Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста. План: 1.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. 2.Основные виды деятельности дошкольника. 3.Развитие психических функций в дошкольном возрасте. 4.Особенности личности дошкольника. Кризис 6-7 лет. 5.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 1.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Возрастными границами дошкольного возраста является период от 3 до 6-7 лет. Условно, в связи с совершенствованием игр, труда и учения дошкольное детство делят на 3 периода: -младший дошкольный возраст (3-4 года); -средний дошкольный возраст (4-5 лет); -старший дошкольный возраст (5-6,7 лет). Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих от¬ношений, разных видов деятельности и общественных функций. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Изменяется место ребенка в системе отношений, центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т.д.), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художествен¬ных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осозна¬вать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к те¬лесной конструкции человека. 2.Основные виды деятельности дошкольника. В дошкольном возрасте получают свое развитие игровая и продуктивные виды деятельности. Ведущим видом деятельности становится игровая деятельность Ребенок испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, ко¬нечно, ему еще недоступно, он стремится к самостоятель¬ности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре есть свои: -тема, -сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – военные, производственные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. -Роль (главная, второстепенная), -игрушки, игровой материал, -игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком). Если посмотреть, как идет развитие игры в дошкольном возрасте: - в младшем дошкольном возрасте, дети играют в одиночку, или в паре друг с другом, при этом воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни, например, дочки-матери, имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду, катают машинки и.т.д. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали. Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Исполнителями ролей в играх могут быть не только дети, взрослые, но и заменяющие их игрушки, например, куклы. Например, дети играют в магазин, берут на себя роли продавцов, покупателей и кассира. Исполняя роль покупателя, ребенок знает, что имеет право рассмотреть, что хочет, купить, сделать замечания по поводу обслуживания, заплатить за свою покупку. В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия. В этом возрасте появляются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным становится успех и выигрыш, складывается мотивация достижения успеха. Для средних дошкольников главное -отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий , а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнение этих правил ими жестко контролируется. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью (например, «Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»). В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В этих играх дети усваивают элементарные трудовые навыки. Роль игры в развитии психики ребенка: 1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что хорошо, а что плохо). 3. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. 4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, аппликации, постройки…). На первых порах ребенка привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности – накладывание кубиков, рисование каких-то каракулей и т.д. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью, в ходе овладения внешними, практическими и внутренними психическими видами действий. Например, развитие изобразительной деятельности дошкольника: вначале рисование представляет из себя какие-то каракули, пример – изображение человека, затем по мере овладения техническими навыками, действиями с карандашом и овладения основными формами и цветом, при обучении выделять характерные черты, обследовать предмет достигается вполне реалистическое изображение. Вначале это предметное рисование, затем это сюжетное. В результате ребенок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности, и каждый из видов деятельности специфически развивает его интеллектуально и морально. 3.Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим (у ребенка складывается способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять части в единое целое). В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко). Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо¬яния различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле¬дующее: • восприятие превращается в особую познавательную деятельность; • зрительное восприятие становится одним из ведущих; • воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов); • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий. Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы¬вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывают эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Совершенствование произвольной памяти у дошкольника тесно связано с постановкой перед ним специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Постепенно с возрастом увеличивается время запоминания в долговременной памяти. В этом возрасте доминирует зрительная, слуховая память, эйдетическая виды памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. Мышление. Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Начальный этап развития мышления – реальное действие с предметом. От такого действия ребенок переходит к внутренним действиям с образами этого предмета, и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены понятиями. Основным видом мыш¬ления тем не менее является наглядно-образное, что соот¬ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос¬лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са¬мостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен¬ка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой¬ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру¬гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави¬симости от этого строить свое собственное поведение. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Как считают психологи, к 7 годам язык для ребен¬ка становится действительно родным. К семи годам язык становится средством общения и мыш¬ления ребенка (развивается внутренняя речь, являющаяся носителем понятий) ,а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Идет развитие всех функций речи: коммуникативной, планирующей и экспрессивной. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь¬ники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других –меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1500 слов, в 6 лет – 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи¬ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы), появляются развернутые формы диалогической речи, развивается монологическая, контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. Особый интерес вызывает развитие и формирование в конце дошкольного возраста наиболее сложного вида речи – письменной. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский
|