ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ План реферата: I. Введение II. Сознание 1. Понятие сознания и его определение 2. Отличительные черты психики и сознания 3. Структура и источники сознания 4. Функции сознания 5. Активность сознания 6. Общественная природа сознания Ш. Самосознание 1. Понятие самосознания 2. Структура и формы самосознания 3. Предметность и рефлексивность самосознания IV. Заключение I. Введение Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения. II. Сознание 1. Понятие сознания и его определение Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб¬щённые образы внешней действитель¬ности и реагировать на эти отображе¬ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес¬сознательные процессы. Сознательны¬ми называются такие психические яв¬ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь¬но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз¬никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп¬ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются при¬рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя¬ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при¬роде и обществе (а также о людях как природных и об¬щественных существах). Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши¬ны». Но природа детерминирует сознание не только гене¬тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си¬стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест¬венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот¬ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло¬гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс¬лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри¬нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича¬ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив¬ный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло¬виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру¬де, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз¬рывный комплекс двоякого рода факторов, определив¬ших и определяющих развитие психики человека, факто¬ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече¬ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси¬хологические, подвластные двум указанным детерминаторам. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об¬щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси¬хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв¬ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус¬ловленность — вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру¬ются законами и категориями физиологической и пси¬хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред¬ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе¬ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы¬ходит за пределы психологических процессов. Содержание и форма сознания не вполне идентич¬ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст¬во объективного и субъективного на основе объективно¬го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че¬рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом. В отдельных областях сознания последнее подчиня¬ется также и более специальным законам. Так, в обла¬сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи¬нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю¬щих сложный характер детерминации сознания, осуще¬ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете¬нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ¬фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего: а) как производительную силу, как природную «маши¬ну», производящую продукт; б) как члена общества, т. е. как социальную единицу в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает. Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. 2. Отличительные черты психики и сознания Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих по¬следних сторон сознания необходимо, учитывать дости¬жения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция со¬знания, но и сознание в целом включают в себя две сту¬пени, или формы, — чувственную и рациональную. Осо¬бенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотноше¬ниях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека от¬личается от психики животных лишь развитием рацио¬нальной ступени, является, с нашей точки зрения, не¬полным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсут¬ствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувст¬венность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроско¬пом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некото¬рых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличитель¬ной особенностью сознания человека. Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы со¬знания сравнительно с чувственной. Все развитие куль¬туры вело не только к тому, что действия человека ста¬новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу. Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступе¬ни, состоящей: а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений; б) в уменьшении роли в них чувственного элемента; в) во все большем отходе аб¬стракций от непосредственного практического приложе¬ния. Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мыш¬ление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобще¬ниями, Четвертая особенность сознания связана с развити¬ем у человека особых, новых сравнительно с животны¬ми форм рационального познания: понятийного мыш¬ления и связанной с ним членораздельной речи, оценоч¬ного мышления и целевого характера мышления и поведения. Эти особенности человеческого сознания также име¬ют свои предпосылки в животном мире. Но в своей раз¬витой форме они присущи лишь человеку. Отличительной особенностью сознания человека яв¬ляется, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще¬ственное сознание есть не только достояние всего чело¬вечества, но и входит в содержание сознания каждого человека. 3. Структура и источники сознания Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже¬ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу¬ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразу¬мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це¬лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих¬ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше¬ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред¬полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте¬пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст¬венный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, воспри¬ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со¬знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо¬нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен¬ный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от¬ношения к внешним воздействиям. Чув¬ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи¬лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк¬ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза¬имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде¬алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред¬ства, способы, формы познавательной деятельности. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди¬вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п. Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при¬родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес¬печивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими¬ческая организация воздействуют на сознание, его состояние. Отметим, что при формировании актуального содер¬жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю¬чается в сознание. Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража¬емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб¬страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. 4. Функции сознания Функции сознания — это такие его свойства, кото¬рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средст¬во для действия. Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке. Отражательная функция сознания, яв¬ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью. Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутству¬ет субъективная сторона отношения. Животное — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель¬ность. Человек же делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея¬тельность — сознательная. Творческая функция созна¬ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз¬действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи¬вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це¬лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело¬век должен сознавать свое отделение от объекта. В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию — главным образом обрат¬ное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетож¬дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна¬тельный. Твор¬ческое сознание является моментом перехода от отра¬жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич¬ный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого челове¬ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже¬нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи¬тельности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте¬пени развития технических средств наблюдения и экс¬перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подхо¬дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя¬тельна, автономна. Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отно¬шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре¬шения человека о том, как надо практически действо¬вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, су¬ществует в конечном счете для практики, для регулиро¬вания и управления поведением человека, его деятель¬ностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст¬венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма. Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к дости¬жению ожидаемого результата. Наконец, в самом про¬цессе деятельности происходит корректирование дейст¬вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре¬зультата. В производственной области функ¬ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере, вытекающем из диалек¬тической же природы сознания - как единства объектив¬ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ¬екта с объектов. 5. Активность сознания Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте¬кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль¬ном. Психика вообще и сознание человека в частности об¬ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен¬ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде¬лить два атрибута психики: свойства отражения и ак¬тивности. Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это¬го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш¬него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под¬нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб¬лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео¬рий активность рассматривается так же, как субстанци¬ональное качество «души», духовного начала, приводя¬щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой¬ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со¬знания необходимо рассматривать в широком философ¬ском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож¬дают активность, являются ее основаниями, «генерато¬рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст¬венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со¬циального коллектива. Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея¬тельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внут¬реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель¬ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике. Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте¬ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа». Решение проблемы активности сознания, взя¬той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв¬ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по¬требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли¬нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив¬ность начинается непосредственно с чувственных импуль¬сов, в других — с рациональных, познавательных про¬цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике. 6. Общественная природа сознания Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности. К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения. Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности. Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.
|