Пятница, 26.04.2024, 21:23
studentu - знания
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2008 » Апрель » 7 » Сознание и самосознание
23:29
Сознание и самосознание
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
План реферата:

I. Введение
II. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания
Ш. Самосознание
1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение

I. Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

II. Сознание

1. Понятие сознания и его определение

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб¬щённые образы внешней действитель¬ности и реагировать на эти отображе¬ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес¬сознательные процессы. Сознательны¬ми называются такие психические яв¬ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь¬но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз¬никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп¬ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются при¬рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя¬ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при¬роде и обществе (а также о людях как природных и об¬щественных существах).
Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши¬ны». Но природа детерминирует сознание не только гене¬тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си¬стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест¬венной жизни.
Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот¬ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло¬гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс¬лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри¬нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича¬ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив¬ный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло¬виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру¬де, создала человека с его сознанием.
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз¬рывный комплекс двоякого рода факторов, определив¬ших и определяющих развитие психики человека, факто¬ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече¬ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси¬хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об¬щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси¬хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв¬ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус¬ловленность — вторичной.
Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру¬ются законами и категориями физиологической и пси¬хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред¬ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе¬ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы¬ходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне идентич¬ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст¬во объективного и субъективного на основе объективно¬го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че¬рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиня¬ется также и более специальным законам. Так, в обла¬сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи¬нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю¬щих сложный характер детерминации сознания, осуще¬ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете¬нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ¬фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «маши¬ну», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

2. Отличительные черты психики и сознания

Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих по¬следних сторон сознания необходимо, учитывать дости¬жения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук.
Не только познание, т. е. определенная функция со¬знания, но и сознание в целом включают в себя две сту¬пени, или формы, — чувственную и рациональную. Осо¬бенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотноше¬ниях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека от¬личается от психики животных лишь развитием рацио¬нальной ступени, является, с нашей точки зрения, не¬полным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсут¬ствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувст¬венность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроско¬пом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некото¬рых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличитель¬ной особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы со¬знания сравнительно с чувственной. Все развитие куль¬туры вело не только к тому, что действия человека ста¬новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.
Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступе¬ни, состоящей:
а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;
в) во все большем отходе аб¬стракций от непосредственного практического приложе¬ния.
Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мыш¬ление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобще¬ниями,
Четвертая особенность сознания связана с развити¬ем у человека особых, новых сравнительно с животны¬ми форм рационального познания: понятийного мыш¬ления и связанной с ним членораздельной речи, оценоч¬ного мышления и целевого характера мышления и поведения.
Эти особенности человеческого сознания также име¬ют свои предпосылки в животном мире. Но в своей раз¬витой форме они присущи лишь человеку.
Отличительной особенностью сознания человека яв¬ляется, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще¬ственное сознание есть не только достояние всего чело¬вечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.

3. Структура и источники сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже¬ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу¬ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
В более узком и специальном значении под сознанием подразу¬мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це¬лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих¬ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше¬ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред¬полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте¬пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст¬венный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, воспри¬ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со¬знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо¬нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен¬ный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от¬ношения к внешним воздействиям. Чув¬ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи¬лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк¬ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза¬имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде¬алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред¬ства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди¬вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при¬родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес¬печивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими¬ческая организация воздействуют на сознание, его состояние.
Отметим, что при формировании актуального содер¬жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю¬чается в сознание.
Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража¬емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб¬страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

4. Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, кото¬рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средст¬во для действия.
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, яв¬ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.
Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутству¬ет субъективная сторона отношения. Животное — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель¬ность. Человек же делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея¬тельность — сознательная.
Творческая функция созна¬ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз¬действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи¬вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це¬лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело¬век должен сознавать свое отделение от объекта.
В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию — главным образом обрат¬ное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетож¬дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна¬тельный. Твор¬ческое сознание является моментом перехода от отра¬жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич¬ный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа.
Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого челове¬ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже¬нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи¬тельности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте¬пени развития технических средств наблюдения и экс¬перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подхо¬дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя¬тельна, автономна.
Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отно¬шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре¬шения человека о том, как надо практически действо¬вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.
Сознание, как и вся психика человека в целом, су¬ществует в конечном счете для практики, для регулиро¬вания и управления поведением человека, его деятель¬ностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст¬венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма.
Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к дости¬жению ожидаемого результата. Наконец, в самом про¬цессе деятельности происходит корректирование дейст¬вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре¬зультата. В производственной области функ¬ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества
Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере, вытекающем из диалек¬тической же природы сознания - как единства объектив¬ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ¬екта с объектов.

5. Активность сознания

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте¬кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль¬ном.
Психика вообще и сознание человека в частности об¬ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен¬ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде¬лить два атрибута психики: свойства отражения и ак¬тивности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это¬го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш¬него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под¬нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.
Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб¬лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео¬рий активность рассматривается так же, как субстанци¬ональное качество «души», духовного начала, приводя¬щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой¬ства всего живого.
Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со¬знания необходимо рассматривать в широком философ¬ском смысле.
Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож¬дают активность, являются ее основаниями, «генерато¬рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст¬венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со¬циального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея¬тельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).
Активность сознания выражается как в форме внут¬реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель¬ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте¬ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».
Решение проблемы активности сознания, взя¬той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв¬ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по¬требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли¬нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив¬ность начинается непосредственно с чувственных импуль¬сов, в других — с рациональных, познавательных про¬цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.
К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.
Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.
Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

Просмотров: 5930 | Добавил: demon_666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
9 Vladilenaendof  
0
Хелоу всем! smile

Два дня назад по случаю нашла на одном сайте для своего мелкого по-моему очень нужную в наши неспокойные дни девайсу - часы для детей с мобильным телефоном и GPS !!. И сейчас получается я постоянно в режиме реального времени с мобильника абсолютно точно знаю где находится мое чадо и когда надо, то могу позвонить ему сразу на симку в часах-телефоне. Настроила получение смс уведомлений, если ребенок отклоняется от маршрута. Помимо того и слышу что происходит вокруг него. И еще и слышу что происходит вокруг него на расстоянии нескольких метров. Отпад!

В плане безопасности детей самое то. Купила за 3 800 рублей !!!. Все положенное в комплекте как обычно без обмана, заплатила заплатила деньги оплатила деньги после получения через 8 дней!. В общем то счастлива как слон, если кому-нибудь интересно, заказывала тут на http://batic.apishops.ru - сайте производителя. Через два дня взяла и старшей. Сейчас не волнуюсь.

Ну так вот надеюсь кому-нибудь будет полезно

8 Calvincag  
0
Hi

I am quite joyful to be a part of this community. I'm a weight lifter and appears like I can not lift bigger weights, no matter what I do , .
Any idea if there's a supplement which could give me more power? I really want to get through this period.
I read on some http://www.iaems.org.nz/eco-life/alpha-fuel-xt-miracle-muscle-building-supplement/ - site , that there are muscle bulding supplements that could help me .

7 Pynccyncdiops  
0
The belt is the necessary part in people’s cloth wearing. For some of successful men, the belt especially for the brand belt should be the symbol of their success and wealth. However, the luxury belt should only the necessity of small part of rich people. Most of people could be best to choosing the cheap belts. No matter what kind of belts, the cleaning and maintaining should be very important for long term using of this good. Today, the popular cheap belts online supplier which website is www.chinaclothesstore.net would let people know about some necessary tips for cleaning and maintenance of belt. http://www.chinaclothesstore.net/ - China Nike shoes The fashion handbag online seller clothestoworld.org has also said that the natural oil and grease which has been contained into the leather of the handbag would be gradually reduced in the using process of the handbag. So, people should pay more attention to usually clean up the dust on the surface of the handbag and then people should also coat the surface of the handbag with leather care oil after the dust cleaning of the handbag. From the above description, people should have the feeling that the choosing for the high quality handbag should be very complicated. If they want to purchase the durable handbag easy, the website chinaclothesstore.com should be their first selection. http://www.chinaclothesstore.net/ - Cheap nike shoes Second, Regardless of the handbag which had applied the open-wire lines or dark lines sewn bag, the stitch length should be uniform without thread exposed. On the other hand, people should also pay more attention to whether the suture has wrinkles or not. On the other hand, people should also see whether the place of wired head will cause the package cracking of not.

6 fepTweryOwept  
0
Сдам 1 квартирочку в жилом помплексе http://posutochno.odessa.ua - Центр
Одесса. Поблизости: ресторан Ассоль, пляж из булыжников, паркинг для автомобилей и Веер. Недвижимость со стильным дизайном, Испанской качественной мебелью и Харьковской электротехникой.

5 infashcah  
0
Summerinaskinalk

4 Sidobolinib  
0
перечитал весь блог, довольно неплохо

3 system monitoring  
0
Great stuff, it tells useful information about our consciousness.

key logger download
http://www.keylogger.in

2 bar code  
0
Thanks for the nice post, it is very useful for us.

2d barcode
http://www.generate-barcode.com

1 flash recovery  
0
It is very useful content to know self consciousness. Thanks for the post.

card recovery download
http://www.usbdrivedatarecovery.com

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024