Вторник, 23.04.2024, 21:38
studentu - знания
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2008 » Апрель » 7 » Стадия перцептивной психики.....
23:23
Стадия перцептивной психики.....
Возникновение и развитие психики в процессе эволюции.
Стадии развития психики.
Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга, заключающееся в субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и деятельности.
Филогенез (от греч. рhyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение), обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.
В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание).
Одним из важнейших вопросов развития психики в ходе эволюции живых существ является выделение критерия собственно психического отражения. Нужен объективный критерий (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак), который позволит утверждать, что психика существует. Все живые существа нуждаются для осуществления обмена веществ в контактах с окружающей средой и реагировании на биологически значимые раздражители. Раздражимость представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний (например, растения обладают раздражимостью). Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологическим факторам называют тропизмами и различают (вынужденные автоматические движения, обусловленные неодинаковостью физико-химических процессов в частях организма):
- Фототропизм (тенденция двигаться к свету).
- Термотропизм (тепла).
- Хемотропизм (тенденция избирать определенную физико-химическую среду).
- Геотропизм (тенденция корней растения направляться к центру гравитации, то есть вертикально по отношению к поверхности земли)
У животных форм возникает новый вид раздражимости - чувствительность. Именно чувствительность, по мнению А.Н.Леонтьева, является критерием появления психики. По определению Леонтьева, чувствительность – это раздражимость особого рода, подразумевающая способность реагировать на биологически нейтральные воздействия (биотические), связанные с биологически-значимыми свойствами окружающей среды.
Психика дает возможность воспринимать внешнюю информацию как сигнал, запускающий ответное действие, направленное на биологически-значимый предмет, т.е. на то, что связано с удовлетворением потребности.
При появлении психики реактивность сменяется активностью живого существа. При реакции действие явл ответом на внешнее воздействие. Активность же предполагает действие в ответ на изменения самого субъекта. Появление активности позволяет достигать более эффективного удовлетворения потребностей, создает более гибкую систему адаптации.
Развитие чувствительности связано с появлением все более дифференцированного отражения и учета все большего количества биологически незначимых воздействий.
Стадии развития.
1. Стадия элементарной сенсорной психики (появление чувствительности).
Элементарной ступенью психики является сенсорная психика, позволяющая живому существенно реагировать на отдельные, не связанные между собой ощущения. Простейшей формой организации клеток является диффузная Н.С., при которой чувствительные клетки распределены по всей поверхности организма и не дифференцированы между собой (гидра, медузы).
Более сложно на этой стадии является цепочечная н.с., когда отдельные клетки соединены между собой нервными волокнами. Такая н.с. у червя.
Самой сложной ступенью на этой стадии развития психики является ганглиозная н.с. (формирование отдельных нервных волокон, соединяющих нервные ганглии). Ганглиозная Н.С. существует у насекомых и м.б. представлена в 2 формах. При 1 ганглиозные узлы располагаются в головной части насекомого, вокруг челюстей, как органа манипулирования. При др. расположены равномерно по телу.
Развитие сенсорной психики у насекомых позволяет осуществлять достаточно эффективную адаптацию на общевидовом уровне и совершать действия, имеющие инстинктивный характер. Однако, низкая специализация нервных клеток не позволяет достаточно гибко менять поведение и закреплять эффективные формы приобретенные в индивидуальном опыте. Такую возможность дает следующий уровень психики – перцептивный.
2. Стадия перцептивной психики (воспринимающая психика).
Эта стадия характеризуется появлением восприятия - целостного отражения предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств. Это связано с появлением специального органа – мозга (головного и спинного), который выполняет функцию интеграции отдельных ощущений в образ и регуляции активности на основе этого образа. Перцептивная психика позволяет формировать достаточно сложные навыки, учитывающие вариативные изменения внешней среды. Такую возможность дает возрастающая специализация органов чувств, позволяющих реагировать на воздействия разной модальности. Перцептивный уровнем психики обладают живые существа, находящиеся на разные уровнях развития от рыб до собак. (опыт рыба, приманка, перегородка. 25 попыток, чтобы научилась сразу оплывать преграду. Если потом убрать, рыба все равно плавает по прежней траектории, т.е. оплывает несуществующую преграду.) Высшие животные могут строить в своем поведение сложные системы навыков на основе условных рефлексов (положительные или отрицательные подкрепления потребностей). Например, кошку сажали в ящик, она через некоторое время научалась открывать дверь, нажимая на педаль.
3. Стадия интеллекта или ручного мышления (обезьяна).
По мере развития живых организмов происходит прежде всего существенное изменение в структуре мозга. Значительно увеличивается масса мозга в соотношении с массой тела, происходит дифференциация клеток мозговой коры - борозды, извилины, лобная кора (доли). В рез появления возможность отражать не просто отдельные предметы, но и отношения между ними.
Это позволяет формировать все более дифференцированное восприятие действительности. Усложнение строения мозга приводит к появлению более эффективного приспособления (Во-первых, отсутствие или минимизация проб и ошибок, задача решается сразу, т.к. ситуация отражается в целом. Во-вторых, моментальный перенос найденного решения в аналог условия. В-третьих, воспроизведение с первого же опыта. В-четвертых, способность решать двухфазные задачи, т.е. использовать небиологические средства, которые помогают удовлетворять биологическую потребность).
Так, если убрать перегородку (как в эксперименте с рыбой), то лошадь сразу пойдет прямо, т.е. поведение более пластично. Кроме того, если навык, характерный для предыдущей стадии, позволяет сохранять приобретенный позитивный опыт, то в интеллектуальном поведении появляется опережающее отражение действительности. Эксперименты, в которых обезьяны использовали орудия труда, показывают наличие у них представлений о желаемом результате и возможных путях его достижения (решение двухфазных задач: изготовление орудия, а потом достижение пищи). На этой стадии появляется способность к перенесению накопленного опыта в сходные условия, а также передача этого опыта путем прямого подражания. Однако, передача опыта не связана с формированием специальных средств для его сохранения. Такое средство – речь, появляется на следующей стадии развития психики.
4. Стадия сознания (увеличение масса мозга (у чел 15-17млрд. нервных клеток, против 5млрд. у шимпанзе); усложнение строения мозга (дифференциация коры, третичные поля, особое развитие лобные доли). Отражение существенных, устойчивых связей и отношений между предметами. Появление сознания. Сознание понимается как высший уровень психического отражения, позволяющий чел выделять себя из окружающей среды и иметь знание о собственной психике. Сознание, как высший уровень отражения, формируется в процессе усвоения общественно-исторического опыта, который в дальнейшем опосредствует восприятие действительности. Согласно теории Леонтьева, индивидуальное сознание чел возникло в процессе совместной деятельности. Сознание на раннем этапе формировалось на основе деятельности и имело прежде всего общественный характер. Работы психологов, принадлежащих к разным школам от психоанализа до теории деятельности, сходятся в том, что общественное сознание предшествовало появлению индивидуального. В формировании сознания роль речи на столько велика, что многие психологи и философы отождествляли сознание и речь. Фрейд был одним из первых, кто указал на знаковую природу сознания. Он считал, что предметом сознания может быть только то, что выражено в словах. Хотя последние исследования позволяют говорить, что словесное сознание не является единственно-возможной формой сознания, тем не менее можно считать, что словесное опосредование является важнейшим в отношение и филогенезе формирования сознания.
В работах Выготского говорится о существовании словесного и дословестного сознания. Сознание не может быть сведено лишь к знаковому опосредованию. Леонтьев выделял в структуре сознания три составляющих: чувственную ткань, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань составляет базу фактов и актов сознания и дает нам впечатление реальности существующего мира. Это сумма непосредственных ощущений, на которых и строится психическое отражение.
Значение представляет обобщение общественно-исторического опыта и отражает место предметов и явлений в общественной практике. Значение является общим для всех людей.
Личностный смысл отражает пристрастность нашего сознания и связан с нашими собственными актуальными потребностями, чувствами, переживаниям. Значение и личностный смысл могут не совпадать. Выделенные составляющие структуры сознания можно соотнести со структурой знака, включающую 3 компонента: знак, значение и смысл.
Структура психики, предложенная Леонтьевым, была дополнена элементами, которые предложил включить Зинченко Владимир Петрович это «биодинамическая ткань», связанная с отношением внешнедвигательного компонента деятельности. Биодинамическая ткать обобщает опыт нашей внешней двигательной активности, на основе которой и строятся границы между субъектом и внешним миром.
Просмотров: 21856 | Добавил: demon_666 | Рейтинг: 4.5/14
Всего комментариев: 6
6 AvekssedCoova  
0
http://pervinah.ru/ - Загрузки на телефон бесплатно, всe для телефона - Качественный контент без регистрации и смс: картинки, нарезки mp3, видео 3gp, темы и смс все для телефона бесплатно.

5 SypeDesyinfes  
0
My friends! You are the best!
http://www.youtube.com/watch?v=DpIiFMaFdBQ&feature=BFa&list=PLE3F660E905DFD653

4 Студентка  
0
Спасибо за предоставленный материал, ответы на вопрос нашла только здесь

3 Рената  
0
Спасибо. Внсьма пригодилось.

2 Ната  
0
Спасибо за материал, он мне пригодился так)))

1 Вера  
0
Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024