Пятница, 29.03.2024, 14:10
studentu - знания
Категории раздела
астрономия [27]
биология [13]
география [0]
другие [1]
история [33]
матемятика [0]
психология [2]
физика [10]
философия [9]
химия [21]
экономика [3]
этика [9]
языкознание [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » история

Рбовладеоьческое право

 

Рабовладельческое право.

Рабовладельческое право возникло одновременно с рабовладельческим государством и представляет собой первый тип (исторический) эксплуататорского права. Становление рабовладельческого права прошло длительный и сложный путь. На ранних его этапах еще сохранялись существенные пережитки родовых обычаев (например, кровная месть, принцип толерона).Однако кровная месть как и принцип толерона, при применении наказания сохранялись лишь для лиц, равных по социальному положению. Стечением времени кровная месть стала заменяться выкупом (композициями), то есть богатый и знатный человек мог откупиться деньгами от наказания.

Древнейшей формой права было обычное право. В дальнейшем проявляется такая форма, как судебный прецедент. Древнейшие памятники права – судебники – были записями судебных решений по отдельным делам, имевшим в основе правовые обычаи и религиозные догмы. Со временем появляется и такая форма как указы царей, императоров в монархических государствах; постановления народных собраний в рабовладельческих республиках.. В формировании рабовладельческого права велика была роль религии. Ведь все религиозные культуры проповедовали божественное происхождение влсти царя, господствующее положение знатных и богатых, подчинение раба господину. Судебный процесс сопровождался религиозными ритуалами, особенно на ранних этапах развития рабовладельческого права. Многие преступления рассматривались одновременно и как оскорбление богов.

Хотя право в разных рабовладельческих государствах имело свои особенности (наиболее велики были различия между правом в древневосточных деспотиях и право в античных государствах в частности Рима), во всех этих государствах оно носило ярко выраженный классовый характер: оно было правом защищавшим интересы класса рабовладельцев, и прежде всего закрепляло право собственности рабовладельца на раба. Раб не считался человеком и рассматривался как вещь. Римский юрист Ульпиан писал: «Раб и четвероногое», «раб и другие животные». У раба не могло быть собственности, его имущество считалось принадлежащим рабовладельцу, у раба не могло быть семьи, его родство не признавалось законом. Он не пользовался судебной защиой. В случае убийства чужого раба или нанесения ему тяжклгл телесного повреждения виновный выплачивал хозяину возмещение как за ущерб, причиненный его имуществу. За укрывательство беглого рабаполагалась смертнаяч казнь. Неподчинение или сопротивление раба господину жестоко наказывалось вплоть до смертной казни. По закону, принятому в Риме в 10 г.н.э. при императоре Актавиане Августе, в случае убийства господина все рабы, которые в этот момент находились с ним под одной крышей или в месте, где могли слышать крики господина о помощи, подлежали смертной казни.

Законы охраняли право собственности рабовладельцев на землю, имущество, рабов и жестоко преследовали за кражу. За кражу из царского дврца или храма полагалась смертная казнь, за мелкие кражи членовредительские наказания. А по греческим законам Драконта даже кража овощей влекла смертную казнь.рабовладельческое право подробно регулировало порядок наследования, различные имущественные сделки.В особенности эти правовые институты плучили развитие в римском праве, которое называлось совершеннейшей, какую мы только знали, формой права, имеющего своей основой частную собственность.1

Рабовладельческое право закрепляло неравноправие и свободных категорий населения. Пришлое население – «чужеземцы» (например, периэки в Афинах; перегрины и так называемые иташики в Римской республике и т.п.), хотя и были свободны, но их права существенно ограничиывлись.

Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами. Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавления сопротивления огромной массы рабов и неимущей части свободного населения.С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.

Несмотря на различие в путях возникновения и на разнообразие форм и методов осуществления власти , классовая сущность всех рабовладельческих государств была единой, так же как было едино их назначение служить для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми..

Изучая такой аспект как функции государства подчеркнем, что внутренние и внешние функции государства осуществлялись комплексно, выражали его классовую сущность как организации класса рабовладельцев.

Анализируя отдельные части механизма рабовладельческого государства отметим, что наибольшую роль играли вооруженные силы, которые в первую очередь использовались для подавления трудящихся масс, а также пополняли армию рабов военнопленными.

Все рабовладельческие государства были одинаковы по классовой сущности, но отличались друг от друга по форме организации диктатуры рабовладельцев: это была либо монархия, либо республика – демократическая или аристократическая. Несмотря на то, что формы правления различались, суть оставалась одна: рабы не имели никаких прав и были угнетенным классом.

И последний аспект моей работы – это рабовладельческое право:

Раб не считался человеком и рассматривался как вещь. Римский юрист Ульпиан писал: «раб и четвероногие», «раб и другие животные». У раба не было имущества, он и все что он имел принадлежало хозяину.

За кражу из царского дворца или храма – смертная казнь, за мелкие кражи членовредительство.

Рабовладельческое право закрепляло неравноправие и свободных категорий населения. Пришлое население хотя и были свободны, но их права существенно ограничивались.

Из всего сказанного о рабовладельческом строе можно сделать вывод: рабство – основа всего производства; рабы – главный производящий класс; противоречие между рабами и рабовладельцами – центральное противоречие общества.


1Маркс К. Энгельс Ф., Соч., т 20,с. 105.

Категория: история | Добавил: studentu (17.03.2008) | Автор: vladimir E W
Просмотров: 1848 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024