Пятница, 19.04.2024, 06:29
studentu - знания
Категории раздела
астрономия [27]
биология [13]
география [0]
другие [1]
история [33]
матемятика [0]
психология [2]
физика [10]
философия [9]
химия [21]
экономика [3]
этика [9]
языкознание [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » история

поздняя родовая община земледельцев

 

Основные достижения неолитического времени.

Неолит — высшая и последняя стадия каменного века. Общие хронологические рамки неолита указать невозможно, так как с усилившейся неравномерностью исторического развития неолитическую эпоху первобытные племена проходили разновременно. Например, на Ближнем Востоке более или менее достоверные остатки культурных растений и домашних животных относят к IX-VIIIтыс до н.э (Палестина, Сирия, юго-Восточная часть Малой Азии), а расцвет неолита к VIVтыс. до н. э., на территории Китая неолит начался только в Vтыс. до н. э. и т.д. Климатические условия неолита, флора и фауна близки к современным.

Неолит характеризуется более высокой техникой обработки камня, переходом во многих районах от присваивающих к производящим формам хозяйства, появлением керамики (греч. keramos- глина), ткачества. Наряду с прежними, усовершенствованными способами обработки камня — обивкой, скалыванием, отжимом — в неолите камень шлифовали, затачивали, сверлили. Продвинулась вперед также техника обработки кости и рога. Все это позволило создать более совершенные специализированные каменные и костяные орудия. Широко распространились топоры, тесла, долота, серпы, зернотерки, ступки, песты, каменные и костяные мотыги. Более совершенными становятся наконечники стрел и копий. Из неолитических орудий особенно важное значение имел топор. Топор применялся при рубке деревьев и обработке бревен, при строительстве жилищ, сооружении загонов для охоты, изготовлении средств передвижения (плот, челн, лыжи, сани и т. д.).

В неолите для изготовления орудий начали использовать новые виды материалов (диорит, нефрит, яшма), а также искать кремень в глубине недр, так как во многих районах кремня было недостаточно или его запасы на поверхности земли оказались исчерпанными к этому времени. Кремень добывали в копях, кото­рые исследованы, например, в Англии, во Франции, в Бельгии, н СССР (в районе г. Волковыска Гродненской области). В кремневых шахтах найдены клинья, кирки из рога оленя, заступы из лопаточных костей, светильники;

Наряду с освоением новой техники обработки камня эпоха неолита характеризуется еще одним важным техническим достижением - лепкой и обжиганием глиняной посуды.

Самая массовая находка в поселениях неолита — керамика.В раннем неолите керамика существовала не всюду Она отсутствует в нижних слоях поселений Джармо (Ирак), Рас-Шамра (Сирия), Чатал-Гуюк, Хасилар (Турция), Киракития (Кипр) и др. Этот период развития археологи назвали «докерамическим неолитом».

Пути изобретения глиняной посуды, очевидно, были различны. Гончарство могло возникнуть из обмазывания глиной плетеных сосудов, выдавливания углубления в куске глины и т. д. Первоначально широко распространился ленточный, или жгутовый, способ изготовления керамики. Из глины ч изготовляли жгуты которые накладывали на форму по спирали и сдавливали. Все это производилось вручную, без помощи гончарного круга. Сосуды, изготовленные от руки, были грубыми, плохо обожженными, с круглым дном. Пищу готовили на кострах. Сосуды ставили между! камнями или в специальных углублениях. Керамика различалась по форме, украшению.

Исследуя керамику, специалисты датируют поселения, составляют этническую карту областей, определяют уровень развития производства, эстетические вкусы и даже, идеологию и мировоззрение ее изготовителей.

Употребление глиняных сосудов позволило расширить состав пищевых продуктов, улучшить способы приготовления и хранения пищи, сохранять жидкость. Предпосылкой для массового внедрения глиняной посуды в быт являлась оседлость, так как сосуды для переноски во время перекочевок были тяжелы. В свою очередь развившееся гончарство содействовало укреплению оседлости и переходу от стоянок к жизни деревнями.

Неолит знал примитивное прядение и ткачество. Начало ткачеству положено плетением. Этнографии известны самые разнообразные плетеные изделия: корзины, циновки, веревки, сети, сумки, пояса, обувь, головные уборы, сосуды и т. д. Для плетения употреблялись прутья, волос, полоски кожи, древесное волокно. Начало прядению дало плетение из волокон. Вначале пряли вручную, затем с помощью веретена с пряслицем. Позже использовались прялки. С развитием прядения появились ткачество и примитивные станки. Материалом для пряжи служили волокна крапивы, дикой конопли, древесного луба, шерсть, дикорастущий лен. Изделия из льна и шерсти найдены в неолитических свайных поселениях. Неолитические культуры различаются как по степени, так и по направлению хозяйственного развития.

В неолите продолжают совершенствоваться и становятся более организованными охота, рыболовство и собирательство. В некоторых районах развитие рыбной ловли приводит к преобладанию ее значения над ролью охоты, собирательство дикорастущих злаков переходит в примитивное земледелие, происходит дальнейшее приручение животных.

В раннем неолите во многих районах Земли были одомашнены свиньи, овцы, козы, возможно, и крупный рогатый скот. Проблема одомашнивания лошади еще не решена. Кости домашней лошади ранее часто находили только при раскопках поселений бронзового века. На Ближнем Востоке лошадь появилась в эпоху бронзы (около середины IIтыс. до н. э.). Во время раскопок последних лет нашли много костей, как предполагают, домашних лошадей на Южном Урале на неолитических стоянках Давлека-ново, Мурат, Карабалыкты VII, Суртанды VI, VII, а также в поселениях энеолита Южного Приуралья, Поволжья, степной и лесостепной полосы Европы.

Одомашненные животные использовались как тягловая сила, давали людям мясо, кости, жир, шкуру, шерсть, молоко. Первоначально человек разводил животных для мяса, затем научился использовать их шерсть, позднее всего стал пользоваться молоком.

К неолиту относятся неоспоримые доказательства развития земледелия. О месте возникновения земледелия до сих пор идет спор. Одни утверждают, что земледелие зародилось м Передней Азии и оттуда распространилось по всему свету (теория моноцентризма). Другие говорят о самостоятельном развитии земледелия во многих областях (теория полицентризма). Накопленный к настоящему времени археологический, палеоботанический материал обосновывает в большей мере теорию полицентризма.

Установлено, что первоначально люди выращивали те полезные растения, которые в диком виде произрастали в местах их обитания. Например, родиной риса является Индокитай, кукурузы (маиса), картофеля, подсолнечника, табака, тыквы — Америка, ячменя — Передняя Азия и Аравия, пшеницы — Азия, Северная Африка и Европа, капусты — Южная и Западная Европа, чая — Китай, кофе — Абиссиния, какао — Центральная Америка и т. д. Самыми древними злаковыми культурами являются просо, ячмень, пшеница, рис. Рожь и овес относятся к поздним злаковым культурам. Рожь появилась в странах к югу от Кавказа и Каспийского моря. Родина проса и овса не установлена. Остатки проса найдены в неолитических свайных поселениях Швейцарии. Почти все культурные растения, используемые человечеством, были отобраны из множества диких растений первобытными людьми. Судя по археологическим данным, большинство из зерновых злаков было известно в эпоху неолита. В порядке обмена культурные растения распространялись по всей Земле. Вначале возделывались маленькие участки земли. Кустарник, небольшие деревья вырубали каменными топорами и сжигали. Золой удобряли почву. По мере истощения почвы участок оставляли и осваивали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Она сохранилась и сейчас у некоторых племен и народностей. Расчищенные и засеянные участки земли огораживали, защищая их от диких животных.

Древнейшим земледельческим орудием была палка-копалка с заостренным концом, которую применяли ранее при собирательстве. Позднее появились палки с плоскими концами (отсюда ведет происхождение лопата) и мотыги. Мотыга является более совершенным и широко распространенным орудием, поэтому раннее земледелие называют мотыжным. Вначале мотыга представляла собой обыкновенный сук с коротким отростком, затем вместо него к рукоятке прикрепляли заостренный камень, роговой пли костяной наконечник. В неолите высушенное зерно превращали в муку с помощью зернотерок.

Наиболее древние поселения земледельцев открыты на Переднем Востоке: Чатал-Гуюк (Южная Турция), Хассуна (южнее г. Моссула в Ираке), Джармо (Ирак).

Поселение Чатал-Гуюк (VIIVIтыс. до н. э.) расположено на двух холмах на юге Турции в Конийской долине. Один только восточный холм занимает площадь 12,8 га, его культурный слой свыше 6 м и делится на 12 горизонтов, из которых три нижних относятся к докерамическому периоду. Основу хозяйства составляло земледелие. Найдены зерна пшеницы, ячменя, гороха, вики, плоды миндального дерева, зернотерки и вкладыши от серпов. Развиты были скотоводство, охота. Жители Чатал-Гуюка в обмен на обсидиан из Сирии доставляли кремень, с побережья Средиземного моря — раковины для бус, камень различных пород. Появляются медные и свинцовые шилья, бусы, подвески, перстни и другие украшения. Жители поселения пользовались шерстяными тканями. Население насчитывало несколько тысяч.

На территории бывшего СССР древнейшей земледельческой культурой является джейтунская, названная по тщательно исследованному поселению Джейтун (расположено в Южной Туркмении, в 30 км к cersepyот Ашхабада). Она во многом сходна с раннеземледельческими памятниками Передней Азии VIIVIтыс. до н. э. (Джармо, Телль Хассуна). Джейтунская культура возникла в VIтыс. до н. э. на плодородной узкой равнине. Земледелие было лиманное (т. е. глубокое одноразовое увлажнение почвы весной водами местного стока). Зерно хранили в ямах, обмазанных глиной, или больших глиняных сосудах — корчагах. Небольшое количество найденных костей домашних животных свидетельствует о скотоводстве.

Поселения располагались на небольших холмах, которые весной не затапливались водой. Поселки небольшие. В каждом из них насчитывается до двух-трех десятков однокомнатных однотипных домов различных размеров прямоугольной формы. Поселок, очевидно, являлся местом обитания родового коллектива. Дома сооружались из необожженных блоков овальной формы, с деревянными перекрытиями. Стены штукатурили глиной, пол выбеливали известкой, затем окрашивали краской. В глину добавляли рубленую солому. Дома без окон с узкими дверными проемами. Возникновение скотоводства и земледелия означало первую крупнейшую производственную победу человека. Если при помощи собирательства и охоты человек лишь присваивал готовые продукты природы, то с переходом к скотоводству и земледелию он стал создавать продукты, обеспечивая себя более разнообразной, а главное, регулярной пищей. Появляются постоянные запасы пищи в виде мяса, зерна, корнеплодов. Земледельцы,, жили оседло. У многих народов земледелие и скотоводство развивались одновременно, но для скотоводов земледелие было подсобным занятием, и наоборот. Ни земледелие, ни скотоводство в неолите не стали основными отраслями хозяйства большей части человечества. Многие племена все еще продолжали заниматься охотой и рыболовством, не зная земледелия. Жилищем в неолите являлись землянки, полуземлянки с перекрытиями из жердей, глинобитные и деревянные дома, жилища из шкур животных, свайные постройки.

Свайные постройки — это отдельные жилища и целые поселки, сооруженные на сваях, на берегах озер, в поймах рек, у морских заливов. Подобные жилые постройки существовали в недавнем прошлом и имеются в наше время у некоторых народов. Первобытные свайные жилища впервые были открыты в Швейцарии на обмелевшем дне Цюрихского озера, а позже в Северной Италии, Южной Германии, Югославии, Австрии, Ирландии, Англии, Швеции, в СССР. В свайных постройках появилась первая в истории человечества деревянная мебель: скамьи, столы, сундуки.

Изменения в общественных отношениях.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему повлек за собой изменения в общественно-родовом строе: раннеродовая община сменилась позднеродовой. В результате повысившейся производительности труда и численного роста членов родовой общины она стала делиться на большие группы ближайших родственников по материнской линии — так называемые материнские домовые общины, или материнские семьи, которые самостоятельно вели хозяйство. Домовая община могла состоять из нескольких десятков сородичей. У членов такой общины было совместное потребление и пользование выделенной им родовой землей, жилищем. Материнская семья жила в отдельном доме. Во главе домовых общин стояли старейшие женщины. Выделение домовых общин в составе рода не подрывало родового единства. В случае необходимости вся позднеродовая община выступала в качестве единого производственного коллектива (например при расчистке участка для земледелия).

В ней сохранялось естественное половозрастное разделение труда, существовали те же формы собственности (общая, индивидуальная).

Земля являлась собственностью племени. Она отделялась от территории другого племени нейтральной лесной полосой. Племенные угодья делились между родами, а родовые — между домовыми общинами. Распределение продуктов было равнообеспечивающим. По мере возрастания относительно регулярного избыточного продукта появилось трудовое распределение. Часть продукта производитель мог оставить себе, что способствовало повышению роли индивидуальной собственности.

С развитием мотыжного земледелия, гончарства, прядения, ткачества, прочной оседлости повысилось значение домашнего хозяйства, а вместе с ним возросло положение женщины. По мере увеличения хозяйственной роли женщины распространилось уксорилокальное брачное поселение. В этих условиях женщины, составлявшие постоянное ядро родовой общины, оказывались реальными собственниками родовых земель, жилищ, запасов.

Мужья -чужеродцы не играли большой роли во внутренних распорядках рода жены. Их положение в период расцвета материнского рода было несколько приниженным в отличие от раннего рода, когда положение мужчин и женщин было равноправным. Подобное положение женщин в обществе часто называют матриархатом (греч. mater— мать, arche— власть, начало). Однако следует иметь в виду, что при коллективном труде, общей собственности, равнообеспечивающем распределении не могло быть все­властия одной группы общества над другой. В позднеродовой общине существовали парные брак и семья. Сохранились пережитки группового брака в виде свободы добрачных и внебрачных половых связей, свободы половых отношений во время племенных празднеств (у австралийцев, индейцев Калифорнии, на Мадагаскаре, в Западной Африке).

Расцвет родо-племенной организации.

По этнографическим данным, родо-племенная организация достигла расцвета в неолите. Позднеродовые общины, подразделяемые на материнские домовые общины, объединялись во фратрии (греч. phratria— братство), фратрии — в племена.

Фратрия — объединение братских родов, появившихся из расчленения материнских. При благоприятных условиях и экзогамном порядке заключения браков роды разрастались. Прокормиться на одной родовой территории становилось труднее. Поэтому от первоначальных материнских родов отделялись группы близких родственников, дававшие начало новым родам. Отделившаяся группа занимала новую кормовую область, но продолжала поддерживать экономическую связь с материнским родом, сохраняя, общее название, обычаи, язык. Материнский и дочерний роды образовывали первоначальную фратрию, разраставшуюся до трех-четырех родов. Роды внутри фратрии считались «братскими», а по отношению к родам второй фратрии племени — «двоюродными». Во время межплеменных войн каждый род выступал в бою в составе своей фратрии, которая выстраивалась отдельно от другой фратрии племени.

Ранние фратрии являлись экзогамными брачными половинами племени. Деление племени на две фратрии называют дуально-фратриальным. Если зародышевое племя состояло из двух родов, то разросшееся - из шести, восьми.

Развитая форма родо-племенной организации с фратриальным делением обнаружена у индейцев Северной Америки в XVIв. (ирокезы, тлинкиты, цимшияне, хайда и др.). Их фратрии, как и роды, носили названия птиц, рыб, животных (ворон, орел, Чреска, медведь). У цимшиян, например, каждая фратрия объединяла по три рода. Фратрии были связаны узами взаимопомощи. Экзогамия распространялась на одноименные фратрии всех племен. Например, мужчина фратрии ворона племени тлинкитов не мог жениться на женщине одноименной фратрии племени хайда. Во время военных набегов члены одноименных фратрий в плен не брались.

Племя времени позднеродовой общины было наиболее широкой социальной ячейкой общества. Исключение представляют ирокезские союзы племен, но они, как и некоторые другие черты их общества, свидетельствуют о начавшемся разложении первобытнообщинного строя.

Организация власти.

В эпоху поздней родовой общины организация власти по-прежнему была первобытно-демократической. Господствовало братство, связанное узами кровного родства, экономическое и общественное равенство, охраняемое органами управления. Род сохранял самоуправление, осуществлявшееся советом, старейшиной. В совет входили все взрослые члены рода. На время военных столкновений избирались предводители — военные вожди.

Фратрия постоянного самоуправления не имела, но в случае необходимости старейшины и военные вожди родов фратрии могли собираться на совет. В совете племени они действовали солидарно.

В этот период возросла роль племени, которое стало самоуправляющейся социальной ячейкой. Причем племенные органы управления являлись высшими по сравнению с родовыми. Племенной совет состоял из старейшин и военных вождей всех входивших в племя родов, собирался редко, решал только важнейшие вопросы и дела, выходившие за пределы компетенции родов: утверждал избрание родовых старейшин и вождей, в случае нужды смещал их помимо желания рода, улаживал межродовые конфликты, регулировал взаимоотношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир, являлся руководящим органом во время военных действий.

На пост главы племени избирался один из старейшин. Полномочия его были незначительными. Решения, принимаемые им в промежутках между заседаниями совета племени, подлежали утверждению советом.

Родо-племенные органы власти решали вопросы, касавшиеся членов рода фратрии, племени по обычаям, существовавшим веками. Они являлись орудием народной воли. Племенной совет заседал в присутствии членов племени, которые имели право принимать участие в прениях. Решение выносил совет.

Старейшины и военные вожди родов, главы племен на свои должности избирались. Они со всеми вместе участвовали в общественном производстве и не пользовались никакими привилегиями. Любой из них мог быть лишен полномочий в случае совершения недостойного поступка.

В родо-племенном управлении почетное место принадлежало женщинам, которые руководили домовыми общинами, входили в совет рода и даже в наиболее ранние времена являлись главами родов. Например, у гуронов (индейское племя Северной Америки) род управлялся четырьмя женщинами и одним мужчиной. Следовательно, совет племени в своем большинстве состоял тогда из женщин. Родо-племенная демократия была ограничена рамками родства, обычаев, границами рода, племени. Например, в первобытном обществе строго наказывались люди, поступавшие при дележе добычи не по обычаю или нарушавшие брачные правила. Родовые обычаи подавляли интересы личности, сковывая ее традициями. Это обусловливалось трудностью борьбы с природой, объясняющейся низким уровнем развития производительных сил и производительности труда.

Род и племя представляли собой замкнутые организации. Если ссоры внутри рода урегулировались на общем собрании сородичей, то обиды от членов другого рода порождали кровную месть. Племя было еще более замкнутой организацией. Доказательством замкнутости служат межплеменные войны.

Войны не исконны. На заре родового строя войн не было, так как условия существования человечества обусловливались крайне низким уровнем развития производства. Добывание средств к жизни ограничивалось преимущественно присвоением готовых продуктов природы. Никаких запасов не было. Низкий уровень производства в сочетании с большими пространствами незаселенной земли, нейтральные территории, разделяющие отдельные племена, создавали крайне замкнутые, изолированные хозяйства и приводили к обособленности отдельных групп населения. Эти причины не способствовали частому общению племен между собой, а следовательно, не создавали почвы для возникновения вооруженных конфликтов. С ростом народонаселения они могли возникнуть лишь в точках соприкосновения двух чуждых племен. В тех случаях, когда подобные столкновения имели место, поводом к этому, как свидетельствуют источники, служило отмщение за обиду, реже борьба за расширение ставшей недостаточной территории.

Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Военнопленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Обряд усыновления заключался в прикосновении губами к груди старейшей женщины, символизировавшем вступ­ление в родство по материнской линии. Военнопленных не порабощали.

Категория: история | Добавил: studentu (17.03.2008) | Автор: vladimir E W
Просмотров: 9681 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024