Пятница, 16.11.2018, 02:06
studentu - знания
Категории раздела
астрономия [27]
биология [13]
география [0]
другие [1]
история [33]
матемятика [0]
психология [2]
физика [10]
философия [9]
химия [21]
экономика [3]
этика [9]
языкознание [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » история

Индия 1640-1850
 

ИНДИЯ 1640-1850гг.

  1. Политическая жизнь

    • Моголы

    • Междоусобные войны на юге

    • Маратхская конфедерация

    • Борьба европейских держав за Индию

  2. Культурная жизнь

  • Индийцы и индийское движение

  • Архитектура Индии

  • Искусство танца

  1. Религиозная жизнь

Моголы

В 1525 Бабур (1483–1530), прямой потомок Тимура, вторгся в Индию, а в 1526 в битве под Панипатом одержал победу над султаном Дели. Бабур подчинил большую часть северной Индии. Однако афганцы во главе с Шер-шахом восстановили прежнее положение при Хумаюне – сыне Бабура, и уже на долю внука последнего,  Акбара (1542–1605), выпала миссия основать империю Великих Моголов. Ставший монархом в 14 лет, Акбар уже в юности продемонстрировал исключительные способности воина, администратора и государственного деятеля. Менее чем за 20 лет он покорил всю Северную Индию и, продолжая и далее расширять свои владения, создал эффективную систему управления благодаря умелому подбору помощников-министров. Чтобы снискать поддержку индусов, Акбар стремился поощрять контакты победителей и побежденных.Император зашел слишком далеко, когда попытался основать новую религию как инструмент трансформации существующего миропорядка. Значительную часть работы пришлось взять на себя его сыну Джахангиру, но его политика была в определенной степени отвергнута ужево время правления Шах-Джахана, внука Акбара. Еще дальше отошел от нее следующий император Аурангзеб (1658–1707).

Акбаре организовал систему государственных финансов, поручил сбор налогов со всех з емель государственным чиновникам, назначал индийцев на важные государственные посты. В архитектуре сооруженных при Акбаре строений, особенно в Фатихпур-Сикри, близ Агры, переплетаются индуистские и мусульманские мотивы. В отношениях с раджпутами он старался убеждать их в пользе дружбы с официальными властями и в целесообразности выдачи ими своих дочерей замуж в семью Великих Моголов. Среди известных личностей при дворе Акбара выделялись индийцы министр финансов Тодармал, музыкант и поэт Тансен и поэт Тулсидас, автор ставшей популярной версии Рамаяны.

Однако с приходом к власти Аурангзеба эта гармония нарушилась. Хотя ему удалось расширить южные пределы империи, оттесненные раджпуты, маратхи во главе со своим национальным лидером Шиваджи (ум. в 1680), сикхи и многие другие отвечали восстаниями. Это ослабляло власть Дели, но освободительное движение не имело достаточной силы, чтобы восстановить независимость покоренных народов империи. Смерть Аурангзеба ознаменовала начало развала огромной державы. Бенгалия и Хайдарабад отпали соответственно в 1720 и 1724, а вторжение войск Надир-шаха из Персии окончательно подорвало позиции делийских правителей. Череда марионеточных императоров продолжала наследовать трон Великих Моголов, пока последний из них (Бахадур-шах) не был сослан в Бирму после восстания сипаев в1857.

От могущественной империи остались замечательные архитектурные памятники – мечети, мавзолеи и дворцовые крепости, а также прекрасные парковые ансамбли. Тадж-Махалв Агре стал самым известным символом культурных достижений Великих Моголов  (см. ТАДЖ-МАХАЛ). Шедевры живописи той эпохи, с особым блеском проявившиеся в миниатюре, тоже служат убедительными свидетельствами былого блеска империи. В то же время коренной реконструкции подверглись «Великая столбовая дорога», пересекавшая территорию Северной Индии, и ответвления от нее в районе Агры на юго-запад, в Сурат, и на юго-восток, в Голконду.

Междоусобные войны на юге

В Южной Индии государства Бахманидов и Виджаянагар продолжали борьбу между собой, причем в первом из них в начале 16 в. последовательно сменились пять династий. Мусульманские государства объединились для решительных действий и сокрушили Виджаянагар, одержав победу в битве при Таликоте в 1565. Утратив былую мощь, государство продолжало существовать еще 100 лет, а его столица была перенесена в Пенуконду, а затем в Веллуру. В результате интриг и войн между мусульманскими государствами на передний план выдвинулись Биджапур и Голконда, которые сохраняли самостоятельность до 1686–1687, когда их присоединил к своим владения Аурангзеб.

Маратхская конфедерация

Вакуум, возникший с распадом империи Великих Моголов, дал возможность преемникам Шиваджи образовать Маратхскую конфедерацию вассальных государств под руководством пешвы(главного министра, обладавшего фактическими правами властителя, но не имевшего соответствующего княжеского титула). В 18 в. маратхам удалось стать доминирующей силой почти на всей территории Индии, но в 1761 они были на голову разбиты Ахмад-шахом Дуррани, основателем современного афганского государства. Держава маратхов при всей ее организационной рыхлости все же уцелела и в дальнейшем стала главным препятствием на пути установления британскогогосподства на Индийском субконтиненте.

Борьба европейских держав за Индию

Появление португальцев

Из европейцев португальцы первыми достигли Индии. После долгого плавания из Лиссабона Васкода Гама бросил якорь в Каликуте в мае 1498. Закрепившись на Малабарском берегу, португальцы начали экспансию на восток и запад, вытеснили купцов-мусульман и нацелое столетие утвердили свою монополию в индийских морских водах. Они поддерживали тесные связи с Виджаяна гаром, ослабление которого негативно сказалось и на их позициях. Последние португальские владения на субконтиненте(Гоа, Даман и Диу и два анклава – Дадра и Нагархавели) просуществовали до 1961.

Соперничество европейских держав

В начале 17 в.в Индии появились голландцы, французы и англичане. Голландцы сумели, изгнав португальцев, обосноваться на Молуккских о-вах и сорвали попытки англичан создать там свои поселения. Самыми серьезными противниками англичан оказались французы, хотя первоначально британская Ост-Индская компания должна была преодолеть португальское противодействие, чтобы создать факторию в Сурате в1612.

Основание Мадраса в 1639–1640, предоставление Ост-Индской компании в аренду Бомбея в 1668и основание Калькутты в 1690, после четырехлетней войны с наместником Моголов в Бенгалии, – таковы основные вехи на начальном этапе покорения Индии англичанами. Из Индии в Европу вывозились в основном хлопчатобумажные ткани(включая тончайшие муслины), индиго, селитра, сахар и шелк. В обмен ввозились предметы роскоши, пользовавшиеся спросом при дворах раджей: зеркала, люстры, экипажи, породистые собаки и серебро.

Победа Англии над Францией

Настоящая борьба за Индию между Англией и Францией началась в 18 в., когда соперники втянулись в междоусобные распри индийских правителей и военные действия, которые до этого велись в Европе, переместились на территорию Индии. Роберт Клайв, внесший большой вклад в создание Британской Индии, отличился при обороне Аркота в области Карнатик (совр. шт. Тамилнад) в 1751 и в битве при Плесси в1757, когда английские войска под его командованием разбили бенгальские войска и завоевали Бенгалию. Занимая пост английского губернатора этой области в1765–1767, Клайв поставил ее под контроль Ост-Индской компании и пытался реформировать систему управления. Еще большее воздействие оказала деятельность Уоррена Хейстингса (или Гастингса), который был губернатором Бенгалии в1772–1773 и первым генерал-губернатором Индии в 1773–1785. Несмотря на противодействие английских чиновников, Хейстингс заложил основы государственной службы, усовершенствовал судопроизводство и помог администрации Бомбея и Мадраса преодолеть последствия их пагубной политики по отношению к маратхам и правителю княжества Майсур Хайдару Али. Однако каркас новой политической структуры в Индии был возведен лишь в 1799–1819. После гибели в 1799 Типу Султана, сына Хайдара Али, во время англо-майсурской войны и ликвидации власти пешвы в 1819маратхская конфедерация превратилась в конгломерат маломощных княжеств. Это лишило французов возможности вмешиваться в дела Индии. Таким образом, Великобритания победила в схватке за огромную территорию, которая управлялась Лондоном как непосредственно, так и через вассальных индийских князей.

Упрочение британского владычества в Индии

Процесс английских территориальных завоеваний завершился в первой половине 19 в. Бирма была покорена англичанами в результате войн 1824–1826, 1852 и 1885, Пенджаб –после двух англо-сикхских войн 1845–1846 и 1848–1849, а Синд был аннексирован в1843. Генерал-губернатору Индии лорду Дальхузи (или Дальхаузи) путем реализации доктрины «выморочных владений» (в случае отсутствия наследника мужского пола лишение князей и феодалов права назначать своих преемников) удалось присоединить к владениям английской Ост-Индской компании ряд небольших индийских княжеств –Сатару (1848), Нагпур и Джанхси (1853) и Ауд (1856) и распространить на них прямое английское правление.

В 1850-х годах нестабильность, обусловленная быстрой территориальной экспансией иноземцев и внедрением чуждых систем управления и образования, явилась причиной сильных волнений среди индийских солдат, служивших в бенгальских частях. Конкретным поводом для Индийского восстания 1857–1859 (восстания сипаев) послужили слухи об использовании для смазки патронов жира коров, считавшихся священными животными у индуистов, и свиней, считавшихся нечистыми животными у мусульман. Это восстание в конце концов привело к ликвидации власти британской Ост-Индской компании, и управление Индией перешло непосредственно к английскому монарху. Статс-секретарь по делам Индии, при котором функционировал консультативный совет, стал контролировать положение дел в колонии из Лондона. Аннексия княжеств прекратилась, военные столкновения теперь случались только на границах, начался период консолидации страны.

2. Культурная жизнь

Индийцы и индийское движение


Индусы арийского типа отличаются смуглым, даже кофейным цветом кожи, который в высших кастах обыкновенно светлее, чем в низших, красивым овалом лица, узким, часто слегка согнутым носом; рост средний (редко превышает 1,85 м), волосы черные и гладкие, борода и волосы в общем менее густые, чем у европейцев; глаза большие, миндалевидные; рот и губы крупные, подбородок слабо развит. Формы тела, особенно у женщин, часто весьма красивы; кости вследствие недостатка движения и обычного сидения на корточках обыкновенно слабы. По форме черепа индусы мезоцефалы, уклоняясь в сторону долихоцефалов; величина черепа небольшая или средняя, лоб мало выдается. Из европейцев индусы высших каст всего ближе подходят к итальянцам и грекам. Резко выделить физический тип индусов-арийцев трудно, так как он незаметно колеблется под влиянием неуловимых помесей, уклоняясь даже в сторону то семитического, то малайско-монгольского типа. В наиболее чистом виде тип первобытных арийских племен, от которых произошли индусы, сохранился, по мнению некоторых, у дардов, живущих по верхнему течению Инда и Гильгиту: это сильная, пропорционально сложенная раса, с черными волосами и карими глазами, свободолюбивая и простосердечная.

Душевный склад индусов, отличающихся сильно развитой фантазией, отчасти под влиянием общественных учреждений, восходящих к глубокой древности, отчасти под воздействием чуждых завоевателей, в течение тысячелетия господствующих в Ост-Индии, получил своеобразный отпечаток. Особенно вредно отразилось господство мусульманских завоевателей, хотя собственно индусский культурный элемент всегда держался вдали от центрально-азиатско-мусульманского. Индусы мало воинственны, униженно-вежливы, но столь же фальшивы и ненадежны, весьма чувственны, лживы, жестокосердны, мстительны и кровожадны, но умеют скрывать свои страсти. К числу их добродетелей принадлежат: умеренность (но не в физической любви), чистоплотность, терпение, любовь к мирным занятиям, особенно к хлебопашеству, любознательность и высокое уважение, которое они питают к науке. В текущем столетии стремление к социальным реформам (уничтожение каст и полигамии), с каждым годом усиливающееся, находится в теснейшей связи с религиозными движениями и прежде всего с тем движением, которое выразилось в возникновении секты брахмосомадж, или брахма-сомай. Секта эта распадается на три толка:

  1. более консервативный ади-брахмосомадж;

  2. первоначально более прогрессивный «Brahmosomai of India», под главенством Кешаб-Хандер-Сена (умер в 1884), по инициативе которого из этого толка выделилось в 1883более мистическое «Новое откровение» («New Dispensation» — конгломерат индуизма, ислама и христианства);

  3. возникшее в 1878«Sadharan Brahmosomadsch», которое отличается большим демократизмом в сфере церковного управления и руководительства.

С 1850последователи брахмосомаджа ведут повсеместно в Индииоживленную пропаганду, и в настоящее время число их общин превышает 170.

В теснейшей связи с этими религиозными брожениями находится движение в пользу социальных реформ, которые главным образом вращаются вокруг женского вопроса и сводятся: к введению гражданского брака; к установлению более зрелого возраста для вступления в брак, в особенности для девушек; к организации и расширению женского образования и в частности собственных школ для девушек; к допущению вдов индусов к вступлению в брак. Поводом к изданию закона о факультативном гражданском браке («Native Marriage Act», 1872 г.) послужили споры о действительности браков, которые последователи брахмосомаджа, начиная с 1861, заключали по своему собственному новому ритуалу, отступавшему от традиционно индусского. В результате ревностной агитации Кешаб-Хандер-Сена и его приверженцев появился закон, которым объявлены действительными все браки, заключенные перед чиновником, ведущим списки гражданского состояния (Registrar), независимо от религиозных церемоний, следующих за гражданским актом; такой гражданский брак допущен между лицами, принадлежащими к различным исповеданиям или кастам; минимальный возраст жениха определен в 18, а невесты в 14 лет; требуется письменное согласие на брак родителей или опекунов в случае, когда кто-либо из новобрачных не достиг 21 года; запрещено двоеженство, а равно браки в известных степенях кровного родства; допущены ко вступлению в брак вдовы индусов. Благодеяния этого закона остались, однако, уделом сравнительно незначительного меньшинства, так как поныне еще господствует в Индииобычай, по которому девушка формально должна вступить в брак в возрасте от 8 до 10 лет, хотя фактическое осуществление брака обыкновенно отлагается до 12-14-летнего возраста. Такие ранние браки весьма вредно отражаются на физическом и духовном складе индусской расы. К тому же замужняя женщина, не вышедшая еще из детского возраста, в случае смерти ее мужа, хотя бы лишь номинального, считается вдовой и не может уже вступить в другой брак. Положение же вдовы индуса самое плачевное: в доме родителей своего покойного мужа она обречена на самые тяжелые работы, не имеет права носить украшения и хорошие одежды, получает самую скверную пищу и в течение многих дней в году должна подвергать себя посту, причем в продолжение 24 часов не получает ни единой капли воды. Для улучшения этого безотрадного положения вдов, среди которых часто встречаются совершенные еще дети, необходимо, чтобы брак вдовы, который допускается индусами только в низших кастах, не считался позором и чтобы домашние не закрывали ей доступа к самостоятельному добыванию средств к жизни (напр. в качестве учительницы). Задачу такого изменения воззрений на брак преследуют различные общества (напр. Reform Association, основанная в Калькутте Кешаб-Хандер-Сеном в 1870 г., Social Reform Association в Сикандарабаде с 1889 г. и др.), ежегодные съезды, собирающиеся для обсуждения социальных вопросов, и разные специальные общества, содействующие заключению таких вдовьих браков (напр., Widow Marriage Aiding Societ y в Лагоре).

Наряду со стремлением к социальным реформам возникло в Ост-Индиив начале 1870-х гг. политическое движение, в котором принимают участие индусы, магометане, сейки, парсы и проч. Целью этого движения является вообще полная равноправность туземцев с англичанами, в частности допущение их к высшим и влиятельнейшим должностям в сфере управления и суда, и, наконец, образование национального индийского парламента. Это политическое движение всего ярче выразилось в создании национального конгресса (National Congress), который с 1885ежегодно собирается на 3-4 дня в одном из крупных центров Ост-Индии. В конгрессе этом участвуют около 1000 представителей всех областей страны, а иногда и отдельные политические деятели из англичан. Те же задачи отчасти преследует и лондонская National Indian Association, основанная индусами, живущими в Англии. Хотя индусы высших каст и более благоденствующие магометане большей частью держатся вдали от этого движения, британское правительство прислушивается к голосу конгресса, извлекая из происходящих на нем дебатов драгоценный материал для суждения о состоянии страны и господствующем в ней настроении. Сами индусы видят в своем конгрессе подготовительную стадию к образованию национального индийского парламента. В новейшее время замечается в Ост-Индиии другое более радикальное политическое движение, представители которого стремятся к совершенному изгнанию из страны европейцев и для достижения своих целей не останавливаются перед возбуждением религиозного фанатизма массы. Полагают, что партия эта действует через посредство чисто религиозных обществ, но точных сведений об организации ее нет.


Архитектура Индии


Когда моголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои; сточные воды из кухонь и многочисленных бань поступали в городскую канализационную систему.

Ступа (первоначально - надгробный памятник) стала одной из архитектурных форм буддизма вскоре после его возникновения в 6 в. до н.э. Ступа I в Санчи, расположенная на вершине огромного холма, окружена каменной оградой, форма которой свидетельствует о происхождении от деревянной конструкции. Ограда имеет четверо ворот, ориентированных по сторонам света. В скульптурных рельефах - буддийские символы и эпизоды из жизни Будды. В буддийских монастырях, как в скальном храме в Карли, устраивались залы - Чатья. Ступа сколько меньших размеров занимает место, которое в христианской церкви отведено алтарю. Процессия верующих совершала обход ступы. Веками формировался храмовый комплекс на горе Кайласа в Эллоре (600-850), в состав которого входят джайнский, буддийский и индуистский монастыри.

Раннеиндуистский храм Дурга в Айхоле (320-600) имеет невысокую целлу (со святилищем); массивные каменные колонны, поставленные перед ней на общий парапет, образуют портик. К портику с одной стороны примыкает приземистая пирамидальная башня. Со временем целлу стали делать меньшей по размеру, а башню - более высокой, усиливая наклон ее стен по мере приближения к вершине, что можно видеть на примере храма Лингараджа в Бхуванешваре 10 в. Четырехгранные башни (гопурам) храма Мадуры 17 в. почти полностью покрыты скульптурными изображениями, их архитектурная форма практически скрыта. Таким же обилием скульптурной декорации отличается джайнский храм в Маунт Абу 11 в.; здесь скульптурой покрыты колонны, арки, консоли, потолок.

Яванская культура при царях династии Шайлендра сформировалась под индийским влиянием. Гигантская ступа Боробудур (8 в.) имеет в плане квадрат, ориентированный по странам света. Войдя в главные ворота с восточной стороны, паломник мог обойти ступу кругом по многоярусным галереям, украшенным сплошным скульптурным фризом. Сначала его глазам представали сцены войн и насилия, затем эпизоды из жизни Будды и совершенные им чудеса. Над шестью квадратными нижними террасами поднимаются еще три, круглые в плане. Рельефы повествуют о мире духовном, по контрасту с миром телесным, представленным в изображениях, расположенных внизу. Количество скульптуры, высеченной из грубого вулканического камня, поразительно: более 400 больших статуй Будды и 5000 метров рельефов.

Когда в 9 в. яванцы захватили Камбоджу, они оказались в стране, архитектурные традиции которой восходили к индийской культуре эпохи Гуптов. Однако архитектура города Ангкортхом, и храм Ангкорвоа не несут следов индийского или яванского влияния. В основе планировки города система пересекающихся осей. Широкие улицы вели к массивным воротам, а в расположенных вдоль улиц широких портиках были расставлены многочисленные статуи. В центре города находился храм Байон, на 51 башне которого были высечены гигантские лики. На основе системы осевой симметрии выстроен и храм Ангкорвоа (12 в.). Вертикали башен центральной части комплекса уравновешиваются горизонталями террас и галерей.


Искусство танца


Бхарата Шастра

Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная движущая сила индийского танца - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов. Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма танца - Ласья.

Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов: 'Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца'.

Простым смертным не было дано видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги и аскезу удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла 'Натья Шастра' - 'Наука о танце', трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак. Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин, Парвати - женщин. Согласно 'Натья Шастре', понятие 'танец' включает в себя нритта - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; нритья - танец, где сочетается техника исполнения и мастерство абхиная - актерской выразительности; натья - драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию 'Лалита кала' - тонкого искусства.

Система классического танца Кучипуди представляет собой кульминацию развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства - 'Натья Шастре', Кучипуди развивался, сохраняя чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.

В средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, - танцор, поэт и мудрец Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди 'Бхамакалапам'.

'Джатисварам' и 'Тиллана' - технические композиции. Они характеризуются быстрым ритмом, прыжками, разнообразием поз. 'Тарангам' - присущий только стилю Кучипуди жанр, композиции которого содержат повествовательные эпизоды из жизни бога Кришны и требуют виртуозной техники исполнения, вершина которой - танец на латунной тарелке.

Вообще, если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.


3. Религиозная жизнь

ИНДУИЗМ И ИСЛАМ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУИЗМА Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель - освобождение (мокша), всегда отличался умеренностью, терпимостью, акцентом на интроспекцию. В противоположность этому, исламу свойственны нетерпимость, культ веры и слепое подчинение авторитету. Тем не менее история судила так, что именно ислам -как официальная религия сначала Делийского султаната, а затем империи Великих Моголов - вступил в тесное соприкосновение с индуизмом.

Внутренняя сила и цельность ислама в сочетании с военно-политическим господством завоевателей и экономической политикой, направленной на поддержку мусульман, сыграли немалую роль в укреплении ислама в стране индуизма. Этому способствовали и терпимость индуизма, и его аморфность, и даже явственная склонность к интроспекции с подчеркнутым небрежением по отношению к социально-политической сфере. Однако был и еще важный фактор, способствовавший распространению ислама. Для многих индийцев решение этого вопроса было связано с отношением к проблеме каст. Проповедовавшаяся мусульманами идея всеобщего равенства людей перед Аллахом была весьма притягательна, и именно поэтому многие из низших, наиболее бесправных каст Индии с охотой принимали ислам. В результате воздействия всех этих факторов - политического, экономического, социально-правового и идейно-культурного - на большой территории Индии во II тысячелетии н. э. укоренилось мусульманство суннитского толка, ставшее официальной идеологией правящего класса.

ИСЛАМИЗАЦИЯ ИНДИИ


Процесс исламизации Индии занял долгие века. В ходе его в ислам были обращены многие миллионы индийцев, вначале на северо-западе страны, в контактной зоне, где его влияние ощущалось особенно сильно (Синд, Белуджистан, Пенджаб), а затем и в других районах, особенно в Бенгалии. В ислам обращались имевшие дело с мусульманами торговцы и городские ремесленники - ткачи, сапожники, портные и т. п. Нередко в ислам переходили большие группы населения, целые деревни-общины, а то и касты. Обращение такого рода, особенно в условиях политического господства мусульманских правителей, обычно не встречало активного противодействия индуизма, который в такие дела не вмешивался, считая веру в того или иного бога личным делом верующего: принявшие ислам становились для него как бы членами еще одной касты, мусульманской, которую следовало включить в общую иерархию кастовой системы. И хотя на деле мусульмане никак не были членами "мусульманской касты", это фактическое несоответствие принятым представлениям не смущало жителей индийских деревень-общин, в рамках которых нередко бок о бок жили теперь не только индуисты различных каст, но и мусульмане.

Исламизация Индии "сверху" вызвала и еще одно существенное явление: практику перехода в ислам отдельных семей и кланов высокопоставленных индийских чиновников, сановников, землевладельцев, правителей, составлявших социально-политическую опору султанов и императоров. Переход в ислам позволял этим высшим слоям индийского населения пользоваться всеми преимуществами привилегированного положения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМА И ИНДУИЗМА

Правда, привилегии, которые давало принятие ислама, в Индии значительно ослаблялись пассивностью индуизма, по-прежнему олицетворявшего основы индийского образа жизни и культуры индийцев. Одолеть многовековую толщу традиций в Индии ислам так и не сумел, хотя в других странах древней культуры (Египет, Двуречье, Иран) ему это удавалось. В Индии, несмотря на религиозное рвение отдельных императоров-мусульман, например, Аурангзеба, ислам не завоевал исключительных позиций - он должен был довольствоваться сосуществованием с индуизмом.

Это сосуществование сыграло свою роль. Острые углы ислама, его фанатизм и нетерпимость несколько сглаживались; враждебности к индуистам вплоть до середины XX в. почти не ощущалось. Индуизм, как система абсолютной терпимости, граничившей с религиозным безразличием, тоже не противодействовал мусульманам. Зато, проникнув вовнутрь индийского ислама вместе с принявшими мусульманство индуистами (хотя и ставшими мусульманами по вере, но во многом остававшимися индуистами по культуре), он сыграл немалую роль в сближении индийского ислама с традициями Индии. В свою очередь, ислам кое в чем повлиял на индуизм и индийский образ жизни. Например, обычай затворничества женщин (парда) широко распространился в Индии после появления там ислама. Но более ощутимым оказалось влияние ислама на литературу, искусство, архитектуру.

Некоторые авторы считают возможным предполагать, что даже реформаторская деятельность философа Шанкары в VII в. была в какой-то степени стимулирована воздействием ислама. Большим оказалось влияние ислама на расцвет вишнуистской поэзии в Бенгалии, одном из крупнейших центров развития индийской литературы, родине Рабиндраната Тагора. Что же касается храмовой и особенно дворцовой архитектуры, то блестящие постройки старого Дели и многих других центров индийского ислама говорят сами за себя: достаточно вспомнить о Тадж-Махале, этой жемчужине индийской и всемирной архитектуры, созданной в XVII в. могольским императором Шах-Джаханом в память его жены, матери Аурангзеба. Можно даже сказать, что позднес

Категория: история | Добавил: studentu (17.03.2008) | Автор: vladimir E W
Просмотров: 2882 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018