Пятница, 26.04.2024, 16:58
studentu - знания
Категории раздела
астрономия [27]
биология [13]
география [0]
другие [1]
история [33]
матемятика [0]
психология [2]
физика [10]
философия [9]
химия [21]
экономика [3]
этика [9]
языкознание [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » этика

кур. Проблемы эстетического воспитания
Содержание
Введение.
I. Проблемы эстетического воспитания
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудо-вым, художественным воспитанием.
б) Содержание и методы эстетического воспитания.
II. Формирование основ эстетического воспитания.
Заключение
Список литературы:

Введение.
В своем реферате по теме “Эстетическое воспитание” я хочу рас-смотреть проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее раз-витие.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса и заключения. Первый вопрос раскрывает содержание и методы эстетического воспитания и его взаимосвязь с нравственным и трудовым воспитанием. Во втором – рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания (в каком возрасте) и как происходит его даль-нейшее развитие.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многи-ми сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помо-гает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сде-ланного.
Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

I. Проблемы эстетического воспитания
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воз-действие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формиро-вания творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстети-ческого идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятель-ности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к раз-витию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мыш-ления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспита-ния. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. На-против, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступ-ки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспита-тельная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответ-ственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формирова-нии основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, по-степенно приобщаются к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превра-щая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он соз-дает. Радость труда – красота бытия” – говорил В.А. Сухомлинский.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенству-ется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершен-ствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это со-действует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не препода-вание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое разви-тие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможно-сти наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образова-ние, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” – говорил А.В.Луначарский.
б) Содержание и методы эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирова-ние знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей фор-мируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваива-ют основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагиче-ского и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваи-вают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются про-тиворечия между старым и новым, между должным и реально существую-щем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобрази-тельной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами ок-ружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у де-тей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потреб-ности.
Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание эстети-ческого воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, како-го “инструмента” это может сделаться.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к личности, этим способом, в помощью которого совершается целенаправ-ленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанни-ков является метод.
Основными методами , которые используются в эстетическом воспи-тании являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рас-сматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок мо-жет высказать свое мнение.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту тру-да.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого чело-века, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить ре-шение.

II. Формирование основ эстетического воспитания.
В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы эстетического воспитания и как происходит его дальнейшее развитие.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного от-ношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действи-тельности, обусловленная их соответствием или несоответствием потреб-ностям человека.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а все-го содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский.1
Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склады-вания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим же-ланием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, за-бивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти ес-тественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще толь-ко научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно за-кладывать основы эстетического воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементар-ные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ре-бенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестя-щим:украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала от-четливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопережи-вания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторо-ну предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармо-ничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых зву-ках.
Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям худо-жественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художест-венных и народных стишков («ладушки-ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная вырази-тельность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет приви-ваться при непосредственном влиянии мамы и папы.
Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эс-тетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет, нра-вится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших бо-лее определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная музыка, даже хочется плакать”, ” Какая у тебя безобраз-ная шляпа, как горшок”.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, кото-рый берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ре-бят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, акку-ратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания про-изведениями искусства: картинами, художественной литературой, музы-кальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окру-жен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстети-ческом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоратив-но-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделия-ми народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вы-шивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к на-родному творчеству, уважение к труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, на-правлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое зна-чение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознаком-ление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эс-тетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельно-стью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, со-ставлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в дру-гие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, соз-дает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания явля-ется природа – вечный источник разнообразных эстетических пережива-ний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональ-ный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настрое-ние. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пре-бывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой со-бачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответ-ствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее кра-сивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети при-обретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредст-венное общение с животными. Поэтому в детском саду специально созда-ются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребен-ка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически зна-комиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отноше-ние, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспита-ние художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. При-мером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские сви-стульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рва-ная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетиче-ского вкуса.
Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художест-венной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ре-бенка чувство юмора.
Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их по-ступки изображаются в смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное каче-ство, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1
Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действи-тельностью. Это обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства коми-ческого у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Ма-ленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Спо-собность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комиче-ские появляются в результате формирования у малышей достаточно устой-чивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и по-ступков взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смеш-ные сказки, стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисун-ках и сказках.
“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних за-дач воспитания”1 – писал К.Чуковский.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора спо-собствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.
Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале используются произведения, где ярко выражены комические си-туации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям.
Затем подбираются произведения более сложные, содержащие ко-мизм, основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрица-тельных качеств персонажа.
Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши – педаго-гически ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное понимание действительности. Они не только забава, но и по-лезный умственный труд.
Перевертыши – это произведения, где их герои действуют вопреки своим реаль ныи свойствам и качествам. Замечательным мастером пере-вертышей был К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая игра, вольность, они подводят ребенка к первоосно-вам юмора. Это новая ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.
Рассматривая следующий этап жизни человека – младший школьный возраст, можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благо-приятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музы-ки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников проис-ходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая де-тей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожден-ными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формирова-нии эстетического восприятия музыки, в частности русской народной пес-ни, огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов спо-собны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное му-зыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель по-вышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, по-этому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в кото-ром тесно переплетается формирование трудовых навыков и художествен-ное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позво-ляют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей.
Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отраже-ния окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у де-тей эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для эс-тетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстети-ческие чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Детям школьного возраста так же очень нужны экс-курсии и прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, дос-тупность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают ог-ромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всесто-роннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспи-тании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитате-лям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребен-ка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты аккуратности и так далее.

Заключение.
Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрас-ное в природе, труде, быту и так далее.
Исключительная роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представ-ления о красоте, аккуратности и чистоте.
Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.
“Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит вы-давать за ненужность эстетического воспитания” 1– говорил Вл. Соловьев.

Список литературы:

1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.
2. Борев Ю. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 1988 г.
3. Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г.
4. Ковалев С.М. “ Воспитание и самовоспитание” М., Изд-во “Мысль” 1986 г.
5. Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 1980 г.
6. Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983 г.
7. Обухова Л.Г. “Психология детства” М 1992 г.
8. Чуковский К. “От двух до пяти” М, изд-во “Просвещение” 1977 г.
9. Титаренко В.Я. “Семья и формирование личности” М., изд-во “Мысль” 1992 г.
8. Ушинский К.Д. “Избранные педагогические сочинения” М 1974 г.

Категория: этика | Добавил: demon_666 (06.04.2008) | Автор: fedea E
Просмотров: 4794 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024